Shiva | Дата: Понедельник, 29.11.2010, 01:33 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 302
Награды: 1
Пол: Мужской
Статус: отсутствует
|
В коллективной памяти человечества Рамакришна стоит в одном ряду имен с Платоном и Конфуцием, Буддой, Христом и Мухаммадом. Многие индусы почитают Его как аватару, полное воплощение Бога. Для людей науки Рамакришна и Будда являются ключевыми фигурами индийской духовности, обращенной ко всему миру.
Из всех упомянутых Рамакришна ближайший к нам по времени. Еще живы те, кто знал Его прямых учеников. Опубликованы свидетельства видевших Его и беседовавших с Ним. Бережно сохраняются его вещи, его келья. Существуют даже фотографии, сохранившие Его физический облик.
Внешняя канва Его жизни проста. Сын обедневшего брахмана, Он перебрался в тогдашнюю столицу Британской Индии Калькутту и до конца своих дней был жрецом в новом храме богини Кали в Дакшинесваре, предместье Калькутты, на берегу священной Ганги. Он прожил всего пятьдесят лет и умер, окруженный учениками, 16 августа 1886 года.
Внутренняя же, духовная жизнь Рамакришны, известная нам, в основном, с Его собственных слов, чрезвычайно насыщенна и ослепительна и неудивительно, что замечательный гуманист Ромен Роллан, создавший серию книг о гигантах XIX века, включил в нее, наряду с Бетховеном и Толстым, жизнеописания Рамакришны и Вивекананды.
Необычайно эмоциональный, впечатлительный, Рамакришна учился не по книгам – Он постоянно экспериментировал на себе, на практике проходя различными религиозными путями, осваивая все известные Ему способы духовного постижения, на собственном опыте проверяя истинность заповеданного пророками и святыми всех школ и толков индуизма, а позднее как бы «пропустив» сквозь себя и ислам, и христианство.
Он прожил много жизней в отпущенный Ему короткий отрезок земного существования и, выношенное Им учение, стало результатом достигнутого опытным путем познания. Не по книгам учившийся, Рамакришна и учил не по книгам, а беседами, устным словом и поразительным для окружающих примером постоянного живого общения с Высшей Реальностью. Его трансы, Его постоянные уходы в неизвестные нам надземные сферы действовали на приходящих к Нему едва ли не больше, чем непоколебимая логика Его построений или гениальная образность Его знаменитых притч. Заметим попутно, что у ног Его сидели не только доверчивые безграмотные богомольцы, но и скептически настроенные, европейски образованные лидеры новых общественных движений.
Многие беседы его застенографированы и, хотя каждый раз поучения были адаптированы Им к уровню сознания данного собеседника, мы можем и сегодня в сутолоке наших дней, на расстоянии в сто с лишним лет, расслышать тихий голос дакшинесварского жреца. Этот же голос, усиленный многократно, доходит до нас и в многочисленных книгах, написанных Его учениками, Его апостолами и, прежде всего любимейшим из них – Свами Вивеканандой.
Сам Рамакришна не систематизировал своего учения, но импульс Его идей обладает такой чистой и мощной силой, что вряд ли будет преувеличением сказать – духовность всего человечества в грядущем тысячелетии вырастет на основе именно этих идей.
Роль Рамакришны для консолидации индуизма, для устранения возникших за тысячелетия внутренних противоречий его для превращения индуизма в действенную гармоничную систему, соединившую традиции и устремление в будущее, - эта роль признана в Индии повсеместно. Но индийская духовность есть достояние всего человечества, она в равной степени, хотя и не вполне одинаково, обращена и к подрастающему поколению индийцев, и к людям иных стран, иных культур, иных конфессий.
И, может быть, особое значение это вселенское послание имеет для России, столь далекой от Индии внешне и столь близкой ей внутренне.
Рамакришна не создал новой религии и не был основателем секты. Он не навязывал людям других вероисповеданий индуизм. Человеку идущему путем Рамакришны, не надо отказываться от своих традиций и от религии предков. Ибо главное, чему учит нас Рамакришна, это то, что нет на свете религий неистинных, не ведущих к Богу и Бог каждой религии – это одна и та же Высшая Реальность, и мы сами творим все различия, присваивая этой Реальности разные имена.
Почитание Бога и служение Ему – вот предназначение человека. В разных религиях почитают Бога по-своему, везде свои обряды, молитвы, иконы, паломничества, но все это разные дороги в одном направлении. Духовность человека не в количестве прочтенных им священных книг и отнюдь не только в скрупулезно выполняемых обрядах, она в бесконечном развитии духовного потенциала личности. Через бескорыстное служение развивается этот духовный потенциал каждого человека. Потенциально каждый человек божественен, в каждом как бы капля Божественного Океана и в этом – единство макро- и микромира. Служение Богу должно воплощаться в конкретные дела и если вы осознали необходимость служения Богу – служите человеку! Человек, ежеминутно устремленный к Высшему. Человек, живущий во благо других. Человек, осознавший великий принцип мироустройства – единство в многообразии.
Таким был Рамакришна. И такими, наверное, Он хотел видеть нас…
Доктор исторических наук Р.Б. Рыбаков
|
|
|
|