С тех пор как боги завершили формирование космоса из первичного вещества, согласно содержащемуся в нем плану развития, и привели его в движение, в результате чего он стал живым, согласованным и развивающимся, все в целом приобрело вид космического древа — Иггдрасиля. Описание структуры Вселенной, приводимое в Эддах, не всегда складываются в полностью последовательную картину, но от системы множественных миров и не следует ожидать подобного. Тайны, заключенные в метафорах, говорят нам, что перед нами — наблюдения путешественников в мирах сверхсознательного, истинных шаманов, а не догматические построения философов-рационалистов.
Из «Младшей Эдды» и наших познаний о Девяти мирах мы можем вывести первичную структуру космоса. Но внутри этих миров (др.-исл. heimar; ед. ч. heimr) и вокруг них — множество жилищ, о которых нередко упоминают Эдды.
Мы знаем, что Мидгард (проявленный «материальный» мир) находится в середине Ginnunngagap (а не в самом низу, как убеждают нас многие оккультные философии). К северу от него лежит Нифльхейм, на юг — Муспелльхейм; на востоке располагается Ётунхейм, мир великанов, и на западе — Ванахейм, мир ванов. По центральной (хотя и вездесущей) оси — Ирминсул, — проходящей через Мидгард, расположены миры, что «выше» и «ниже» Мидгарда. Следует помнить, что эти направления символизируют вечные и вездесущие таинства. Ниже Мидгарда лежит Свартальвхейм (мир темных альвов, иначе карликов, гномов), а под ним — Хель (обитель смерти, скрытое место, царство неподвижности). Над Мидгардом находится Альфхейм (мир светлых альвов, или собственно эльфов), а над ним — сам Асгард (город, ограда асов). Так, подобно трехмерной снежинке, расположены Девять Миров Иггдрасиля. Рисунок подробно изображает тайну Иггдрасиля.
Структура эта состоит из горизонтальной плоскости, которую определяют Муспелльхейм — Нифльхейм — Ванахейм — Ётунхейм — Мидгард, и вертикальной оси, на которой лежат Мидгард — Альфхейм — Свартальвхейм — Асгард — Хель.
Средний мир – Мидгард расположен в центре, в точке взаимодействия всех остальных миров. Здесь все аспекты нашего целостного бытия - физический, энергетический, ментальный и духовный - находятся в динамическом равновесии, воздействуя друг на друга. Это царство повседневной реальности, рассудка и эмоций. Здесь властвует Время, обитает и временное "Я" человеческой личности. Здесь в равных количествах присутствуют силы, которые мы называем Добром и Злом. Ключевая руна - Йеро.
Над Мидгардом по вертикали расположен Альфхейм - место просветления, где властвует свет Разума. Это царство интеллекта и воображения. Это наша ментальная вселенная. Альфхейм - царство Разума, однако сам Разум является лишь эманацией Души и отражает ее свет. Ключевая руна - Совило.
Под Мидгардом по вертикали расположен Свартальфхейм. Это царство "становления", где будущее формируется из мыслительных образов настоящего; оно ассоциируется с подсознательной активностью, происходящей под поверхностью сознания и поддерживающей структуру нашей "обычной" реальности. Подсознательный аспект Разума, слуга сознательного "Я". Ключевая руна - Эйваз.
У самого основания Космического Древа расположен Хель. В естественном цикле жизнь ведет к смерти, а смерть - к новой жизни или возрождению. Слово "хел" означает "оболочка". Хель действительно "обволакивает" природные силы, действующие на самых глубинных уровнях Бессознательного. Хель - это царство неподвижности и инерции, место покоя. Это обитель импульсов и инстинктов, где находится сущность физического тела -телесное "Я". Ключевая руна - Хагалаз.
На вершине вертикальной оси расположен Асгард - царство богов. Верховное положение Асгарда означало, что это место достижимо лишь после решительных, настойчивых усилий и (в шаманистической традиции) с помощью валькирий. Мифологические валькирии были дочерьми Одина, сопровождавшими души погибших героев-викингов в царство счастья и вечной жизни. Слово "валькирия" означает "тот, кто выбирает среди мертвых". Валькирия символизирует совершенствование человеческого "я", которое доблестно сражаясь в земной жизни, заслужило для себя счастливую загробную жизнь. Ключевая руна - Гебо.
В горизонтальном плане расположены четыре "внешних" мира.
Нифельхейм - "обитель туманов", место иллюзий, где внешние формы находятся в соответствии с внутренней сущностью наблюдателя. Оно обладает магической силой, втягивающей вещи в себя, как "черная дыра" во Вселенной. Место текучести, (вода), либо даже затвердевания в замороженном состоянии (лед). Ключевая руна - Иса.
Муспельхейм - "обитель огня", "царство страсти" - противоположность Нифельхейму, взаимно дополняющая его. Мифические существа, ассоциируемые с этим царством, назывались турсами. Они имели огромный рост и владели как преображающей, так и разрушительной силой. Ключевая руна - Дагаз.
Ванахейм - это обитель Ванов. Ваны - разумные силы, управляющие органическими процессами и природным изобилием. Ключевая руна - Ингваз.
Иотунхейм - это обитель гигантов, наделенных исполинскими размерами и великой силой. Это царство интеллекта и воображения. И то и другое обладают устрашаемой мощью. Ключевая руна - Наутиз.
Каждому из девяти миров соответствует своя ключевая, необратимая руна. Необратимая руна выглядит одинаково в нормальном и перевернутом положении. Миров - девять, необратимых рун - девять.
Центральная плоскость при этом имеет некоторый воображаемый наклон, так, что Нифльхейм оказывается на нижнем крае, а Муспелльхейм — на верхнем. Представления эти имеют весьма древнее происхождение: данные языка показывают, что основа, от которой в германских языках образовано понятие «север» (*ner-) исходно значит «под», «внизу». Над Мидгардом располагается мир света — «Небеса», «Верхний Мир», под ним — мир тьмы, «Нижний Мир». Ирминсул, космический столб Иггдрасиля, объединяет их все между собой. Вертикальная колонна или ось обозначает космический водораздел между сознанием и бессознательным, между светом и тьмой, в то время как горизонтальная плоскость определяет границы между расширяющимися, электрическими по природе силами огня и сжимающимися, магнетическими силами льда. По горизонтали — энергия и плоскость физических сил; по вертикали — психический образ сознания и бытия. Все они встречаются в потенциальной гармонии в Мидгарде. Этот потенциал может реализовать изучающий руны.
Девять миров соединяются 24 "перемычками", или "мостами", удерживающими Космос как единое целое. У этого факта два значения. Это означает, что таинство двадцати четырех участвует в придании формы космосу и поддержании ее (так же, как определяет структуру самой рунической системы), а на определенном уровне значит, что соответствие рун отдельным путям может послужить ключом, открывающим доступ к ним сознания. Опыт показывает, что однозначно определить соответствие каждого из путей той или иной руне невозможно, хотя эксперименты в этой области могут приносить значимые результаты.
Девять миров соединены 20 перемычками, четыре вертикальных перемычки - это ствол Дерева. Четыре горизонтальных перемычки управляются двумя рунами (на рисунке отображены двойными линиями). Фактически каждая горизонтальная перемычка состоит из двух частей. Почему они и отображены двумя линиями. Каждая часть управляется своей руной. Две части перемычки - два направления энергетического потока. Остальные перемычки состоят из одной части и управляются одной руной.
Судя по всему, сущность вселенской тайны в том, что структура как Иггдрасиля, так и рунической системы сформирована под воздействием той же двадцатичетырехкратной силы, и в каждом пути, соединяющем миры, потенциально заключен весь Футарк. Благодаря приливам и отливам энергий в системе на конкретном пути может преобладать влияние той или иной руны, но это не значит, что остальных рун там нет. Как обычно, многое зависит от состояния сознания того, кто работает с рунами — от наблюдателя тайн.
Миры Иггдрасиля взаимодействуют друг с другом, образуя подобие экологической системы энергий и сущностей. Каждый из восьми миров вне Мидгарда противостоит противоположному миру и уравновешивает его: Асгард уравновешивает Хель, Альфхейм противостоит Свартальфхейму, Муспелльхейм — Нифльхейму, наконец, Ванахейм противостоит Ётунхейму. Материальный мир Мидгард, стоит посредине — мир всех возможностей. Отсюда изучающий руны может двигаться по всем направлениям и достичь верхних миров либо спуститься в нижние. Тем не менее, следует обратить внимание, что между Асгардом, Мидгардом и Хель, иначе называемыми «тремя мирами» — небом, землей и подземным миром, — существуют особые взаимоотношения. Подобная же связь существует и между остальными шестью мирами, «окружающими» Мидгард. Попасть в два самых дальних мира за пределами этих шести, мягко говоря, непросто.
Собирательно все пути между мирами известны как Бифрёст, мост Радуги. Эта структура — модель мира, но при этом и картина мира внутреннего — микрокосма человека. Это особенно ясно проявляется в языке скальдов Севера, в котором люди нередко иносказательно представляются в виде деревьев; например, воина зовут «дубом сражений». Корни этих кеннингов — в мифе, согласно которому люди были «созданы» из деревьев (т.е. из уже живущего, органического вещества) триадой божественного сознания. (Сравните с другими мифологическими системами, в которых люди создаются из мертвой материи). Образ Иггдрасиля представляет собой древнюю германскую (и, возможно, даже общеиндоевропейскую) модель субъективного мира и его связей с объективной Вселенной.