[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Руны » Руническая теория » Магические кольца
Магические кольца
ShivaДата: Пятница, 26.11.2010, 09:18 | Сообщение # 1

Группа: Администраторы
Сообщений: 302
Награды: 1
Пол: Мужской
Статус: отсутствует
Тема волшебных предметов - т.е. предметов, являющихся носителями магической Силы, - широко распространена в европейской сакральной Традиции. Святой Грааль, волшебное оружие воинов, посохи магов, всевозможного рода талисманы и амулеты... Но самым “популярным” ныне предметом такого рода являются, вероятно, магические кольца, огромную роль в формировании современного “широкого интереса” к которым сыграла, несомненно, знаменитая трилогия Дж.Р.Р.Толкиена.
Одним из самых известных мифологических волшебных колец является кольцо Драупнир, принадлежащее скандинавскому богу Одину. Это кольцо изготовлено из золота, и одним из его волшебных качеств является способность к размножению (хотя дети Драупнира такой способностью уже не обладают):

Восемь колец
на девятую ночь
из него возникают

(Старшая Эдда, Скирнир, 21)


Немало магических колец известно нам и по европейским преданиям, легендам и эпосу. Так, например, скандинавские саги говорят о магическом кольце Свиагрис, которое - вкупе с золотым магическим шлемом - было самым большим сокровищем шведского короля-чародея Атилса Черного. Ценность кольца была столь велика, что для того, чтобы вернуть себе Свиагрис, король Атилс задержал погоню за королем Хрольфом, разорившим его замок в Уппсале.
Другим магическим кольцом владел Овэйн сын Уриена, представитель одного из знатнейших родов кельтской Британии и - согласно валлийским источникам - рыцарь короля Артура:

"Три Князя Битв было при дворе Артура: Кадур, ярл Корнуолла; Ланселот Озерный; и Овэйн сын Уриена Рэгедского... Они никогда не отступали в бою, ни перед Копьем, ни перед Стрелой, ни перед Мечом. И Артур, увидев их, назвал их Князьями Битв."

(Валлийские Триады)


Кольцо Овэйна, как указывается в “Мабиногионе”, средневековом сборнике валлийских сказаний, обладало свойством давать своему владельцу невидимость, когда тот скрывал кольцо в кулаке. Интересно, что сохранилось описание этого кольца в валлийском манускрипте под названием “Тринадцать королевских реликвий Острова Британии, которые хранились в Каэр Ллеоне на реке Иск, в Монмаутшире. Вещи эти получены от Мирддина, сына Морврана, в Доме Стекла, на Энлли, или острове Бардсэй. И записано другими, что Талесин Князь Бардов владел ими”. В манускрипте кольцу Овэйна посвящено несколько строк: “Камень кольца Линэд, который получил Овэйн меж стеной и решеткой. Кто бы ни сокрыл этот камень, камень сокроет его”.





Теперь обратимся к тому, что нам известно сейчас собственно о магии волшебных колец.
По мнению многих авторов, любое кольцо магично само по себе, уже вследствие своей особой формы. Действительно, традиция сохраняет огромное количество примеров почитания кольцеобразной формы (причем, неизвестно, что, собственно говоря, больше почиталось: сам предмет, заключающий в себе сквозное отверстие, или само отверстие в этом предмете). Первое, что приходит на ум в этом отношении, - это, конечно, “куриные боги”, камешки с дырками. Но можно вспомнить и почитание дуплистых деревьев, и священные “дырчатые” камни Европы. К последним относятся, например, британские Камень Гронва или Дырчатый Камень (Holed Stone) в Антриме. Последний представляет собой плоскую плиту, установленную вертикально, со сквозным отверстием в центральной части. До сих пор молодожены на местных свадьбах приходят к этому камню, чтобы скрепить заключенный брак рукопожатием через отверстие. Можно также вспомнить и то, что кольца, вообще говоря, в древности носили не только на пальцах, но и на запястьях (браслеты), на шее (гривны) и т.д. Однако, вернемся к тем кольцам, которые носили на пальцах рук.



Как показывают данные археологии, кольца (в том числе - и магические) делались не только из металла; известны также каменные, костяные кольца. Так, например, из агата изготовлено одно из хранящихся ныне в Британском Музее магических колец, любопытное выгравированной на нем заклинательной рунической надписью (но об этом чуть позже). Вполне возможно - и даже вероятно, - что в магических целях использовались и деревянные кольца: в древности вообще было очень широко распространено изготовление магических предметов из древесины.
И все-таки основным материалом для изготовления колец служил, конечно, металл; использовались и драгоценные камни, но относительно редко - в древности это было довольно дорогим удовольствием, да и того разнообразия камней, которое мы можем видеть сегодня в ювелирных магазинах, древние мастера не знали. Зато они прекрасно владели различными техниками использования эмалей, зерни, скани, создавая подчас поистине великолепные изделия.



Очевидно, выбор материала для изготовления любого магического предмета - кольца в том числе - вопрос очень важный. Мы только что упомянули о кольцах из камня и кости, металлические кольца также изготавливались с учетом свойств металлов. О том, что металл тщательно подбирался, свидетельствуют, например, находки комбинированных магических колец - серебряных со вставкой из меди.
Не менее тщательно, очевидно, подбирался и камень для вставки:

Пусть никого не дивит - сомнение здесь неуместно, -
Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила:
В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее.

Марброд Реннский, XII век


Первые в Европе трактаты, касающиеся магии камней, появились в античном мире. Авторы этих сочинений - Тит Лукреций Кар, Гиппократ, Теофраст, Плиний Старший - описывали свойства растений, животных и камней, в том числе - и магические свойства последних. В Средние Века, часто с использованием античных трактатов, были созданы новые рукописи, посвященные тем же вопросам. Среди авторов средневековых трудов следует назвать Епифания (V век), Исидора Севильского (конец V - начало VI века), Михаила Пселла (XI век), Марброда Реннского (XII век), Альберта Великого (XIII век). Позднее фрагменты из работ этих авторов, часто переделанные, а иногда - и переосмысленные, составили многочисленные сборники по магии драгоценных камней, к числу которых относится и знаменитый на Руси “Прохладный Вертоград”.
Однако, нужно, разумеется, учитывать, что предки наши не были настолько глупы, чтобы полагать естественные магические свойства камня достаточными для того, чтобы кольцо, в которое вставили камень, превратилось в магический инструмент. Вот простой пример. В Шотландии в Средние Века существовал магический шар из горного хрусталя, обладающий свойством исцелять болезни; во время страшной чумы 1665 года этот камень одалживали под огромный залог в шесть тысяч фунтов. Было бы очень неосторожным считать, что такими же свойствами обладает и любой другой кусок чистого кварца...
Ничуть не меньшее значение, чем подбору материала, придавалось изображениям и надписям, наносимым на поверхность колец. Современные коллекции археологических находок содержат десятки и даже сотни средневековых колец, изображения на которых имеют магическую нагрузку (см. рис.). Однако, сейчас нас более всего интересуют кольца с заклинательными руническими надписями.
Так, на упомянутом выше агатовом кольце, хранящемся ныне в Британском Музее, выгравирована следующая руническая надпись:

eruriufdol uriurithol wlestepotenol


Надпись переводу не поддается, но по мнению Н.Пенника, это - “кольцо силы, предназначенное приносить магический успех носителю”.
Там же - в Британском Музее - хранятся еще два магических кольца, изготовленных на сей раз из металла: одно - из золота, а второе - из бронзы, и несущих одинаковые непереведенные рунические надписи, связанные, вероятно, с предыдущей:

внешняя сторона кольца:

aruriuflturiurithonglastapon

внутренняя сторона:

tol


Внутренняя надпись здесь, скорее всего, представляет собой триадное руническое заклинание.
А вот на знаменитом Ланкаширском волшебном кольце лишь часть знаков надписи выполнена рунами (остальное - латиницей).





Этот относительно распространенный прием появился на Северо-Западе Европы после введения латинского алфавита: некоторые маги стали применять в своих надписях одновременно латинские и рунические буквы. О цели такого смешения мы уже говорили при рассмотрении магии отдельных рун - сделать несущий руны текст осмысленной фразой и избежать возникновения рунической комбинации с непредсказуемым действием. Такова и надпись на ланкаширском кольце, которая сама по себе не имеет магического значения и переводится следующим образом: “Этpэд владеет мною, Эанpэд сработал меня”.
 
СергейДата: Вторник, 28.02.2012, 06:55 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 168
Награды: 1
Пол: Мужской
Статус: отсутствует
Три рунических кольца из Британии, относительно которых даже наиболее скептически настроенные исследователи соглашаются с тем, что они использовались в качестве магических предметов. Самое интересное в них, это то, что, несмотря на разницу в возрасте (они датируются IX-X веками), в месте изготовления и даже в художественном стиле, все они несут схожие рунические заклинания, содержащие древнейшую магическую лексику.

1. Кольцо из Брэмхэм Мур (Йоркшир). Золото и чернь; найдено в 1736 году; вероятно, самое раннее из этих колец:





2. Кольцо из Кингмура (Камберланд). Также золото и чернь; найдено в 1817 году; предположительно, моложе предыдущего примерно на полстолетия (вторая половина IX – начало X вв.). Также несет две рунические надписи – длинную на внешней и короткую на внутренней поверхностях:



3. И третье кольцо – из замка Линсток (также Камберланд); происхождение кольца неизвестно, но датировка примерно та же – IX век. Кольцо целиком изготовлено из красновато-желтого агата; руны вырезаны только на внешней поверхности.
Фотография:



и прорисовка разворота:



Далее, еще одно интереснейшее колечко – из Уитли Хилл (тоже Британия).
Позолоченное серебро, VIII век.
Фотография:



и прорисовка разворота:



Ну, и знаменитое «кольцо Абсалона», которое этот епископ, разумеется, никогда не носил (золото, сапфир, датировка не очень ясна).
Два фото, немного по-разному снятые:



Автор: Антон Платов
 
СергейДата: Суббота, 17.03.2012, 23:16 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 168
Награды: 1
Пол: Мужской
Статус: отсутствует
Надписи на первых трёх рунических кольцах из Британии обычно переводят как: "Прежде, чем беда настигнет тебя, уплати дань кольца". Такие кольца положено было отдавать земле или воде, чтобы с помощью этой жертвы духам отвести от себя беду.
 
СергейДата: Четверг, 11.12.2014, 00:56 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 168
Награды: 1
Пол: Мужской
Статус: отсутствует


Кольцо было найдено случайно в 1993 году, в Уитли Хилл, Дарем. В настоящее время хранится в Британском музее. Позолоченный серебряный сплав, диаметр – 19 мм, конец 8 века. Староанглийская руническая надпись гласит:

[h]ring ic hatt[æ] , что значит "Меня зовут кольцо".

Судя по удвоенной руне «Тюр» и защитной руне «Hagal» это было не простое колечко, а магическое. Руна Тейваз трактуется обычно как символ бога Тюра, призывающий его и усиливающий действие магической формулы. Число рун в надписи – 9 (число жизни вечной и смерти неизбывной, самое святое из чисел). Возможно, это кольцо – амулет, который должен был обеспечить победу своему владельцу, как об этом говорится в эддической песни «Речи Сигрдривы»:

«Руны победы,
коль к ней ты стремишься,
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра»
 
Форум » Руны » Руническая теория » Магические кольца
Страница 1 из 11
Поиск:

Мини-чат

Рейтинг@Mail.ru Numen.ru Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца) LightRay


Copyright MyCorp © 2016