Руны на оружии - Форум


[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Руны » Руническая теория » Руны на оружии
Руны на оружии
ShivaДата: Понедельник, 29.11.2010, 04:10 | Сообщение # 1

Группа: Администраторы
Сообщений: 302
Награды: 1
Пол: Мужской
Статус: отсутствует
Древняя европейская сакральная Традиция пестрит упоминаниями о волшебном оружии. Прежде всего мы встречаем священное оружие в мифологии в качестве непременных атрибутов ряда богов. Таковы, например, Гунгнир и Ассал — копья скандинавского Одина и кельтского Луга, таков Мьёлльнир — молот Тора, или волшебный меч Фрейра. Очевидно, что каждый из этих предметов вооружения имеет множество уровней осмысления: и архетипического, и космологического, и магического... Так, например, священное копье Одина (или Луга) — это и axismundi, мировая ось, т.е. Древо Мира, пронизывающее и объединяющее три традиционных мира, и символ великой мистерии (сравни Жертвоприношение Одина, который пронзает себя копьем ради Знания, или Копье из цикла легенд о Святом Граале), и очевидный фаллический, мужской символ, и, кроме того, позвоночный столб человека.
Однако данная тема посвящена не оружию богов, но тому магическому оружию, которое использовалось, согласно легендам и сагам, людьми и магами Древней Европы.
Упоминаний о таком оружии множество — нет смысла перечислять их все. Достаточно вспомнить Каледвулх, меч короля Артура, выкованный кузнецами Аваллона; или меч Ботвара сына Бьорна Медведя, появлявшийся из ножен только в случае смертельной опасности и издававший при этом пронзительный крик; или легендарный русский меч-кладенец... Однако, прежде чем перейти к оружию собственно магическому, нужно сказать несколько слов и о сакральности оружия вообще.



Холодное оружие, насколько мы можем судить, было окружено магическими представлениями с самого момента своего появления. Самый процесс работы с металлом в традиционном сознании представляется сакральным и связывается с определенной магией; отсюда проистекает то огромное уважение и даже мистическое почтение, которым вплоть до наступления Нового Времени пользовались в европейских деревнях кузнецы. Так, например, у галлов в раннем Средневековье к кузнечному делу допускался только свободный человек, а когда кузнец умирал, его инструмент нередко хоронили вместе с ним, как оружие воина или орудия мага.

Задумываясь о месте холодного оружия в европейской Традиции, мы можем видеть, что меч, например, «сакрален как таковой, что подтверждается как эпическими, так и юридическими источниками». Вероятно, древнейшие упоминания о поклонении мечу связаны с аланами (Аммиан Марцеллин) и скифами (Геродот). Отношение к мечу как к живому существу мы встречаем и в средневековых эпических произведениях (например, в «Песне о Роланде» ), и даже в довольно поздних балладах и легендах, как, например, в датской балладе «Меч-мститель»:

Педер стоит в углу двора,
Ему с мечом говорить пора.
“Меч мой, славу свою обнови.
Хочешь ли ты искупаться в крови?
Ты за меня, мой меч, постой,
Нет у меня родни другой”


В силу свойственного сакральной Традиции закону всеобщего подобия (“то, что верху, как то, что внизу”), оружие земное, физическое, почиталось своего рода “отражением” оружия божественного, принадлежащего богам, и соответственно, считалось посвященным тому или иному богу: копье, например, - Одину; меч - Фрейру или Одину; топор, палица, кистень - Тору. Конечно, такое посвящение - вещь относительно поздняя, однако мы можем увидеть сакрализацию оружия и обращаясь к более древним временам. Так, М.Маковский справедливо возводит готское hairus “меч” к древнейшей индоевропейской основе *ker- “издавать звук”, “звучать” и даже связывает в один семантический ряд англ. sword (нем. Schwert) “меч” и англ. word (нем. Wort) “слово”. То же самое можно было бы сказать и о других видах оружия, но сакральность меча наиболее очевидна.



Нужно сказать, что меч (или нож) у многих народов древности служил не только оружием, но и символом личной свободы (см., например, сделанные Тацитом описания мужских инициации германцев), и сильнейшим оберегом, и предметом, который при необходимости мог стать магическим инструментом. И вот здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы подчеркнуть эту последнюю функцию оружия.

Речь в данном случае идет не о волшебном боевом оружии, но, напротив, о холодном оружии, находящем применение как средство традиционной магии. И меч, и нож являются универсальными магическими инструментами, широко используемыми как в профессиональной, так и в бытовой магии.

По всей Европе железо само по себе считалось до последнего времени сильным оберегом, которого не могут коснуться многие враждебные духи и вредоносная магия (известны, например, раннесредневековые славянские железные амулеты-подвески, выполненные в форме небольшого ножа), а изготовленные из железа (стали) режущие и колющие предметы и сейчас наделяются в сознании людей магическими свойствами.

Наряду с защитным (оберегающим), активный аспект также присущ магии холодного оружия. Так, традиционно именно ножом проводится на земле черта, закрывающая доступ магии извне; будучи замкнута, такая черта обрамляет магический круг. Однако тот же нож или меч может быть использован и как орудие активной защиты или магического нападения, выступая, подобно посоху, «направляющей» для магической энергии.

Отметим, что представитель традиционной культуры без нужды не втыкал меч или нож в землю (хотя бы потому, что это сказывается на клинке не лучшим образом) . Магический же смысл запрета связан с осознаванием Земли как тела Богини-Матери. Только в ряде специфических ритуалов меч намеренно втыкался в землю, отражение чего мы видим, например, в легенде о том, как будущий король Артур извлек меч из камня.

Не следует думать, что в качестве рабочего материала металл стал выступать лишь совсем недавно. Разумеется, древесину и кость человечество освоило в гораздо более древние времена, и тем не менее в Европе освоение металла началось не позднее начала VII тысячелетия до н.э.!
Долгое время сырьем для производства металлических изделий служили, несомненно, самородки. Так, древнейшая в Северной Европе мастерская по обработке самородной меди обнаружена в Прионежской Карелии и имеет возраст в четыре тысячелетия. Другим металлическим сырьем, используемым со столь же незапамятных времен, являются осколки железных метеоритов — об этом свидетельствуют древние имена этого металла: греч. зидейрос — «звездный», арм. яркат — «капнувший с неба» и т.д.
Эти самородные металлы — как рожденные Землей, так и пришедшие со звезд — с незапамятной древности почитались как обладающие магическими свойствами. Позднее, когда люди научились выплавлять металлы из руд, представления о волшебстве, им присущем, были перенесены и на искусственно получаемые металлы. Тем не менее представление о том, что самородный или «звездный» металл обладает особенно мощной магией, не исчезло. Еще в Средние Века маленькие самородки серебра, меди или золота нередко носили как амулеты, а меч или нож, выкованный из метеоритного железа, всегда считался магическим.

Как процесс добычи металлов, так и процесс их обработки традиционно осмыслялись как действие сакральное, с чем связано и формирование культа Бога-Кузнеца, и особое отношение к кузнецам, свойственное любой европейской традиционной культуре.
Несмотря на широчайшее распространение, которое железо завоевало уже в I тысячелетии до н.э., этот металл очень долго почитался обладающим волшебными свойствами не менее, чем, например, золото. Основной магией железа Традиция считает способность отпугивать и изгонять злых духов. Так, до самого последнего времени во многих странах Европы было принято при строительстве дома закладывать под порог какой-нибудь железный предмет (ножницы, лемех, просто кусок железной крицы). Вбитые в дверные косяки и в оконные рамы железные гвозди и иголки до сих пор нередко считаются хорошей защитой от злого колдовства и даже от проникновения в дом недоброй ведьмы или колдуна. Железные гвозди, кроме того, вбивали для магической защиты в кровати рожениц и в колыбели.



Итак, уже сам по себе материал, из которого изготовлен меч или нож, обладает определенной магией, точнее — магическими свойствами. Дополнительную магию придает оружию и сама его форма: как и посох, меч или нож может быть использован для направления магической энергии, свободно «стекающей» по клинку. Очень часто в сакральной Традиции оружие украшалось магическими символами, как о том говорит, например, Скирнир в одной из песен Старшей Эдды о мече бога Фрейра:

Видишь ты меч в ладони моей,
изукрашенный знаками?..

(Поездка Скирнира, 23)




Таких “изукрашенных знаками” древних клинков немало сохранила земля. На многих мечах и наконечниках копий, датируемых началом - серединой прошлого тысячелетия мы можем видеть разнообразные магические символы, в том числе - и руны. И очень часто вместе с магическими изображениями мы находим на клинках начертанное рунами имя самого оружия.
Действительно, в древности многие клинки имели собственные имена. Так, например, саги рассказывают о коpоле Магнусе, что тот владел великолепным мечом, гаpда которого была сpаботана из моpжового клыка, а pукоять - покpыта золотом. Имя меча было Leggbitr, что значит “Ногокусатель”. Среди других известных нам имен мечей можно назвать: “Пламя Одина”, “Лед Битвы”, “Огонь Щитов”, “Огонь Князя Моpя”, “Факел Кpови”, “Змей Раны”, “Молот Вязи Боя”, “Пес Шлемов” и т.д.. Точно так же часто имели собственные имена и ножи, и копья.
Прекрасным примером нанесения имени на клинок может служить наконечник копья, найденный близ Бреста (бывш. СССР) и датируемый III в. от Р.Х.. По стальному клинку серебром инкрустированы священные знаки (свастика и солярные символы) и руническая надпись - Tilariths - “Нападающий”, представляющая собой имя наконечника.
Еще один пример - наконечник копья из Овре Стабю (Скандинавия, II в. от Р.Х.), имя которого звучит как Raunijaz, что означает, по разным версиям, либо “Ранящий” (т.е. “наносящий ранения”), либо - “Испытывающий”. Другие начертанные на клинках рунами имена оружия звучат как Ranja - “Нападатель” или “Пронзающий” (Геpмания, III в.), Gaois - “Лаятель” (т.е. “тот, кто лает”), Dorih - “Могучий-в-Хpабpости” и т.д.
Нужно также сказать, что известны предметы, на которых одна надпись соединяет заклинание и собственное имя предмета. Так, на клинке одного из раннесредневековых мечей можно видеть руническую надпись, гласящую: “Да не щадит никого Маpp”; “Марр” здесь как раз является именем меча.



Итак, во-первых, холодное оружие, обладающее теми или иными магическими свойствами — а оно обладает таковыми уже в силу самой своей природы! — может принадлежать к одному из двух классов:

1) боевое (или охотничье) оружие, магически измененное для придания ему нужных качеств; такое оружие может, помимо основной своей функции, выступать в качестве своего рода волшебного предмета, «талисмана» ;

2) оружие с магическими свойствами, используемое в качестве магического инструмента и не находящее себе иного применения.

Во-вторых, следует помнить о том, что любое оружие, будь оно магическим или боевым, требует искусства и мудрости в применении; вот как говорит об одном из древних священных мечей Старшая Эдда устами Скирнира, слуги бога Фрейра:

...меч, разящий ётунов род,

если мудрый им бьется...

(Поездка Скирнира, 9)


Отметим также, что для оружия боевого традиционным является использование рун Тейваз и Альгиз; для оружия сугубо охотничьего — рун Альгиз, Иер, Эваз и Феху; для оружия иного назначения — рун Альгиз, Райдо и, иногда, Ансуз. Кроме того, для гравировки на клинках холодного оружия любого назначения прекрасно подходят гальдраставы группы Шлемов Ужаса.

Автор : А. Платов
 
Форум » Руны » Руническая теория » Руны на оружии
Страница 1 из 11
Поиск:

Мини-чат

Рейтинг@Mail.ru Numen.ru Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца) LightRay


Copyright MyCorp © 2016