[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Нетленный лама
ShivaДата: Среда, 24.11.2010, 06:48 | Сообщение # 1

Группа: Администраторы
Сообщений: 302
Награды: 1
Пол: Мужской
Статус: отсутствует

Лама Даша-Доржо Итигелов


Он всегда сидит в позе лотоса и не двигается, он не принимает пищу и не реагирует на внешние раздражители. Он вроде бы мертв уже более 80 лет. Но все ламы Иволгинского дацана в беседах говорят о нем, как о живом. Например, на нашу самую первую просьбу познакомиться с ним ширээтэ-лама (настоятель) Иволгинского дацана Дагба ОЧИРОВ ответил отказом:

- Сейчас он отдыхает, ведь скоро праздник Майдари хурал. Когда наступит этот день, тогда пообщаться с ним смогут все паломники. Приходите и вы.

- Я начал прислуживать ему три месяца назад, и поначалу было страшновато, - так начал разговор с нами Жалсан-лама, буддистский священник, который постоянно два раза в день видится с этим человеком. Во время беседы он крутит в руках зеленую ленту, на которой висит ключ внушительных размеров. Ключ от помещения, где сидит человек, которого нам очень хочется увидеть. - Очень жутко было оставаться с ним один на один. А потом страх прошел. Наверное, он меня уже принял. Мы познакомились...

«С Рерихом не дружил, Шамбалу не искал...»

Известно, что в 1867 году, в возрасте 15 лет, сиротой и бездомным мальчишкой Даши-Доржо Итигелов пришел в один из бурятских буддистских монастырей для того, чтобы посвятить свою жизнь духовным практикам. На лам, его обучавших, парень произвел такое впечатление, что вскоре ему положили стипендию - 5 рублей в месяц, а жителей окрестных сел обязали платить за него налог, освобождающий от воинской повинности (Итигелов принадлежал к казачьему сословию и обязан был служить. - Ред.).

Парень в науках преуспел. Как сказали бы сейчас, сделал хорошую духовную карьеру. И в 1911 году его, уже ставшего настоятелем одного из монастырей, выбрали главой всех российских буддистов - Пандито хамбо ламой. Кроме него, на это высокий пост претендовали еще 9 человек.

Считается, что руководителем он был хорошим. Как сказано в одной из его биографий, «Итигелов в одном лице совмещал должности нынешних министров образования, культуры и здравоохранения Бурятии». Да и продолжал самосовершенствоваться - из-под его руки вышло более 50 трактатов по буддисткой философии и тибетской медицине.

Также считается, что при хамбо ламе Итигелове в Забайкалье многие ламы достигли невиданных высот в буддистской практике. Умели левитировать, ходить по воде, мгновенно перемещаться из одного места в другое.

- Нам в это невозможно поверить, но, например, для моего деда это было в порядке вещей, - рассказывает жительница Улан-Удэ, менеджер турфирмы «Бурятавиатур» Юлия ДОМБАЕВА. - В их селе был лама, на которого никогда не попадали капли дождя: в ливень рядом с ним люди идут мокрые, а он совершенно сухой. Также есть много воспоминаний о чудесах, совершенных Итигеловым. Однажды, когда он спешил в дацан, то, чтобы не объезжать озеро, просто раздвинул его воды и проскакал на лошади по сухому дну.

- В Бурятии до сих пор почитается холм, с которого Итигелов благословлял отряд из 300 казаков - в нем были и русские, и буряты, - отправляющийся на русско-японскую войну, - добавляет сотрудник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, кандидат исторических наук Зоя ШАГЖИНА. - Из этого отряда никто не погиб.

- Сейчас об Итигелове говорят много глупостей, - кипятится внучатая племянница легендарного хамбо ламы Янжима ВАСИЛЬЕВА. - Мол, он дружил с Лениным, вместе с террористом Яковым Блюмкиным и Николаем Рерихом искал вход в Шамбалу... Это все бред. Но то, что в быту он совершал множество вещей, которые нам сейчас кажутся фантастикой, да, этому было множество свидетелей.

Откуда взялась соль?

Рассказывают, будто бы Даши-Доржо Итигелов умер на глазах у своих учеников. Он призвал их и попросил прочесть для него молитву «Благопожелания для уходящего», которую произносят над мертвыми. Ученики отказались. Тогда он принялся читать ее сам, а позже подхватили и ученики. Под эти звуки хамбо лама в возрасте 75 лет ушел из жизни.

Известно, что похоронили его вертикально, сидящим в позе лотоса, в деревянном коробе. И хотя документов на этот счет не осталось, есть легенда, что якобы он завещал ученикам прийти проведать его тело через 30 лет.

Ученики долго ждать не стали. Короб выкопали в 1955 году, после сильного землетрясения в Бурятии. Тело Итигелова, на котором не было ни малейших следов разложения, переодели и опять закопали. Такую же процедуру провели и в 1973 году, после серьезного наводнения.

А 10 сентября 2002 года с разрешения родственников и в присутствии представителей власти тело уже окончательно было извлечено из могилы и перевезено в Иволгинский дацан.

Сейчас драгоценное и нетленное тело Итигелова - главная достопримечательность и святыня Иволгинского дацана.

Несколько раз в год, по главным буддистским праздникам, тело выставляют для всеобщего поклонения верующим. В беседе с нами ширээтэ-лама Иволгинского дацана Дагба Очиров подтвердил, что начиная с осени 2002 года число паломников к Итигелову постоянно растет.

Вес тела не меняется

По представлениям верующих, Итигелов стал настолько мощным духовным практиком, что сумел повторить путь Будды и навсегда (возможно...) покинул этот мир - мечта любого буддиста. А свое тело оставил нам в назидание: вот, мол, чего можно достичь, если жить правильно. И Жалсан-лама, ежедневно ухаживающий за телом, всегда смеется, когда слышит уже укоренившийся в обществе миф о том, что на теле Итигелова до сих пор растут ногти и волосы:

- Все это выдумки. Ведь в представлении буддистов, если у вас растут волосы и ногти, значит, вы еще живете, стареете и над вам властвует Хозяин смерти. А Итигелов обманул, ушел от него. И теперь его тело неизменно. Рост - 167 см, вес - 41 кг. И не меняется. Но в буддизме есть понятие тонкого уровня сознания. Многие уважаемые ламы говорят, что в теле именно такое сознание и присутствует. Вот поэтому многие люди уверяют, что видят его глаза, слышат его дыхание. Не все. А только приближающиеся к учению. Когда прикасаются к коленям или рукам, чувствуют его пульс...

То ли он покачался, то ли нас закачало...

Уважаемый Жалсан-лама оказал нам небывалую услугу: разрешил лично увидеть, как хранится нетленное тело. Даши-Доржо Итигелов сейчас покоится на втором этаже главного храма дацана. Возле центрального входа есть неприметная дверь, за которой крутые ступеньки ведут почти под самую крышу храма. Наверху еще одна дверь, перед которой Жалсан-лама кланяется. Далее попадаем в полумрак просторной комнаты. На окнах тяжелые шторы. Силуэт святого тела поначалу можно даже не заметить. Но, заметив, отвести глаза уже нельзя. Итигелов сидит в позе лотоса - точно так же, как его изображают на открытках для туристов. Правда, из-за темноты лица почти не видно. Зайдя внутрь, Жалсан-лама, не говоря ни слова, падает навзничь. Мы не буддисты, но склоняемся в почтительных поклонах. Никаких неприятных запахов мы не ощущаем, пахнет так же, как внизу в храме, восточными благовониями. Затем наш проводник отдергивает глухую штору с окна. Теперь нетленное тело видно лучше. Первое, что бросается в глаза, - кожа у Итигелова «здорового» бело-желтого цвета. Действительно, никаких внешних признаков, что этот человек умер более 80 лет назад. Зато появились сомнения насчет голубых глаз, которые якобы видели многие посетители - веки нетленного ламы плотно сомкнуты. На теле одежда, как говорят, идентичная той, в которой его хоронили. Нижняя часть лица закрыта полоской материи. Зачем - никто нам объяснять не стал, но есть подозрение, что нижняя челюсть все-таки не держится и отвисает. Ведь у нетленного ламы и сейчас, как у живого человека, двигаются все суставы, работают сухожилия.

Верхняя часть лица кажется гораздо более ухоженной, чем на снимках, сделанных сразу после эксгумации. Тело находится внутри стеклянного ящика. Однако нужно это лишь для защиты от пыли. Все равно передняя дверца открыта настежь, чтобы верующие могли прикоснуться к святыне руками. Никаких холодильных установок в помещении нет. Температура внутри обычная, комнатная. Руки Итигелова сложены на коленях. Жамбал-лама вынимает из них записку - многие верующие, кому разрешают сюда войти, оставляют таким образом хамбо ламе свои просьбы. Внезапно Жамбал-лама берет наши руки и кладет на запястья драгоценного тела Итигелова. На ощупь руки у него похожи на восковые, но при этом теплые. Постояв немного возле святыни, Жамбал-лама начинает пятиться обратно - поворачиваться спиной к Итигелову, пока не пройдешь половину пути до выхода, нельзя. Мы, оставив рядом с телом подношение - несколько сторублевых купюр - для буддистов это обычная практика, - выходим точно так же...

Уже на улице обменялись впечатлениями. Обоим показалось, что Даши-Доржо Итигелов качнул головой, когда мы приблизились к нему. Хотя это, может быть, нас качало от волнения или подъема по высокой лестнице.

- Будем считать, что он одобрил ваш визит! - улыбается хранитель. - Надеюсь, вы получили от него благословение.

А суставы уже не гнутся

В первые годы высшее буддистское духовенство спокойно относилось к тому, что исследовать тело Итигелова приезжали представители классической науки - медики, биологи, историки...

Но после 2004 года все исследования прекращены. Более того, сейчас даже категорически запрещено делать фото-, видеосъемку святыни. Официальная версия отказа: мол, классическая наука в духовных делах не разберется. Неофициальная: ламам не понравились снимки хамбо ламы, сделанные в 2002 году для изучения анатомического строения его тела. И с 3 января 2005 года указом главы Буддийской Традиционной Сангхи России XXIV Пандито хамбо ламы Дамбы Аюшеева (нынешний духовный лидер отечественных буддистов) все биомедицинские исследования феномена закрыты.

Однако два детальных осмотра тела до этого времени все же были проведены. Первое - на следующий день после извлечения ламы из земли. Второе - два года спустя. И оказалось, что изменения в драгоценном и нетленном теле все же происходят.

Из Акта осмотра эксгумированного трупа Д.-Д. Итигелова врачами и криминалистами Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Бурятии 11 сентября 2002 года:

«... Находится труп мужчины в сидячем положении, причем ноги трупа согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены... На теле трупа имеется халат из шелковой ткани оранжевого цвета... без признаков гниения... Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись... Между телом трупа и стенками короба находилось сыпучее мелкокристаллическое вещество серо-белого цвета (потом оказалось, что это каменная соль. - Ред.). Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена... Каких-либо следов ранее произведенного вскрытия с целью возможной бальзамации или консервации... на теле трупа не обнаружено».

Второе и последнее исследование тела было проведено в ноябре 2004 года. В нем принимала участие доктор исторических наук профессор Российского государственного университета Галина ЕРШОВА:

«В целом ткани стали более упругими, уже не образовывались характерные углубления при надавливании, хотя мышечные ткани еще сохраняли эластичность. Подвижность в суставах уже отсутствовала. По всей поверхности тела имелись отложения соли, от которых в некоторых участках лопалась кожа. От тела ощущался запах благовоний. Сухая кожа головы была как бы чуть маслянисто-влажной - возможно, монахи стали применять смазку маслами. Линия рта, как и глаз, уже не различается. По субъективной оценке вес тела по сравнению с моментом эксгумации уменьшился примерно на 15 кг».

Главная разница, произошедшая с телом за два года: уменьшение веса и его отвердевание - эксперты заметили, что суставы уже неподвижны.

Лама выпил брому?

Также в 2004 году удалось взять на анализ частицу кожи хамбо ламы Итигелова. И оказалось, что в теле концентрация брома превышает норму в 40 раз!

И это дало основание Галине Ершовой сделать следующий вывод: Итигелов, прекрасный знаток тибетской медицины, при жизни в большом количестве употреблял бромсодержащие растения (например, горох, бобы, чечевицу): «А бром и его препараты (бромиды) отличает способность угнетать сенсорную сферу и ограничивать поступление стимулирующих импульсов извне. В больших дозах бромиды угнетают процессы возбуждения в центральной нервной системе, включая спинной мозг, но почти не оказывают влияния на центры продолговатого мозга, который контролирует кислородное дыхание и кровообращение».

Возможно, Итигелов пошел по пути индийских йогов, которые точно так же, отключая свои жизненные энергообменные функции организма, входят в глубокую медитацию, или, по-научному, в анабиоз. Кстати, этот термин определяется как промежуточное состояние между жизнью и смертью.

Вероятнее всего, и очень похоже на правду, считает Галина Ершова, что тело Итигелова уже давно мертво. Но почему не происходит процесс разложения - большая загадка.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Мини-чат

Рейтинг@Mail.ru Numen.ru Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца) LightRay


Copyright MyCorp © 2024

javascript://