[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Огам
WillДата: Четверг, 27.01.2011, 11:00 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 64
Награды: 1
Пол: Мужской
Специализация:
Руническая магия
Статус: отсутствует
Огамический алфавит




Огамом называют древний алфавит бардов, получивший распространение в Ирландии и на западе древней Британии. Этот вид письменности, очевидно, восходит к такому далекому прошлому, как 2200-е г.г. до н.э., о чем нельзя сказать со всей определенностью. Поводом для такого датирования послужили насечки на меловых плитках, обнаруженные Александром Кейллером при раскопках поблизости Виндмилл Хилл в Южной Англии. Из земли было извлечено семнадцать таких предметов, покрытых загадочными надписями в виде царапин и закорючек, которые были истолкованы как ранняя форма огама. С этим мнением согласны далеко не все криптологи. Специалист по огамам профессор университета Беркли (Калифорния, США) Брендан О'Хейр считает, что самые ранние надписи огамическими знаками можно приблизительно отнести ко второму веку н.э. Но каково бы ни было их происхождение, сегодня известны сотни древних надписей огамическими знаками: на скалах, отдельных камнях, крестах, поделках художников, а также в рукописях.
В 1940-х годах Р. А. С. Макалистер опубликовал 385 надписей, известных на Британских островах. Большая часть из них, т.е. 85 процентов, ирландского происхождения, при этом 52 процента найдены в графствах Корк и Керри. Остальные надписи, главным образом, из Шотландии и Уэльса, хотя в Англии и на материковой Европе также было обнаружено несколько образцов. Несмотря на то, что больше всего уцелевших надписей - это эпитафии на надгробных памятниках, состоящие только лишь из имени умершего, нет никакого сомнения в том, что огам был сопряжен с элементами магии.
Когда в Ирландии были введены латинский алфавит и руническое письмо, они стали использоваться для эпитафий, и употребление огама стало эпизодическим. Конечно, встречаются надписи, где огам и латиница сосуществуют, но с воцарением латинской азбуки применение огама было ограничено узкой сферой ритуальных таинств и магии, где он и сохранился по сей день.
Основным источником информации по традиционному огаму является рукопись пятнадцатого столетия, Книга Баллимот, где в разделе "Ogham na nGadhel" подробно излагается история возникновения ирландского огама. В виде вопросов и ответов, метода, обычного для процесса обучения, в отрывке говорится:

"Откуда и с каких времен, от кого и по какой причине возник огам?
Ответ: "Место это называется остров Гиберния, где мы, скотты, обитаем.
А произошло это во времена Брисса, сына Элатана, короля всей Ирландии. Создателем стал Огма из ирландского пода Мак-Элатан: он был сыном Дилблаза и братом Брисса; Брисс, Огма и Дилблаз - все трое были сыновьями Элатана, а он был сыном Дилблаза".

Как видим, изобретателем огама оказывается один из трех братьев, и это не случайно, так как скандинавский Один восстанавливает триадический порядок бытия со своими братьями Вили и Ве, что в целом характерно для нордического миропонимания. Книга Баллимот продолжает:

"Именно Огма, очень искусный в знании языков и в поэзии, был изобретателем огамов; они предназначаются для записей тайных речей, понятны только знающим и хранимых в секрете от бедняков и простых людей...
Огамом эту письменность назвал сам Огма. Слово "огам" происходит от "ghuaim" или "guaim", то есть мудрость, посредством которой барды приобретают способность сочинительства, потому что ирландские барды произносят свои стихи при посредстве его ветвей. Первый стих, написанный огамом, называется "Soim". Он был написан на бересте и отдан Лугху, сыну Этлема..."

В современном ирландском языке слово "огхам" понимают как древний алфавит, а родственное ему гаэльское слово "огхум" относится к понятию "оккультные науки". Именем Огмхимос ирландцы называют месяц летнего солнцестояния июнь, потому что имя Огма ассоциируется с древнекельтским богом Солнца.
Нет сомнения, что в те далекие времена умение писать знаками огам считалось таким же необходимым, как и умение правителя руководить своими подданными. Например, Мак-Лонан, вождь ирландских бардов, умерший в 1918г., оставил следующие строки:

"Корнак из Кашеля и рать его;
Им упокоен Мунстер, да здравствует во славе он;
У короля крепости Биклийской в почете
Грамотность и деревья."

Огам не имеет сходства с каким-либо другим европейским или ближневосточным алфавитом. Вместо раздельного написания знаков начертания располагаются вдоль линии. Это своего рода "коньковый брус со стропилами", или "стержневая линия", которую называют "друим". Все написанные знаки прикрепляются к этой линии сверху, снизу или пересекая ее. Как правило, знаки огам записывались по вертикали снизу вверх. В случаях горизонтального письма, как на некоторых археологических находках, верхняя сторона друима считается левой, а нижняя - правой. Таким образом, можно условно сказать, что огам пишется слева направо. Когда встречаются надписи на вертикально поставленных каменных плитах, то здесь знаки вписаны между плоскими поверхностями по срезу, то есть по ребру. Гласные знаки отмечались на твердых материалах в виде углублений или точек.

Структура огама


Подобно другим алфавитам, огам имеет свой специфический порядок. Его фактическая систематизация не похожа ни на какой другой. Огамическое письмо, как и руны, имеет ряд особенностей, отличающих его от прочих алфавитных письменностей. Среди особенностей следует выделить алфавитный порядок. Алфавит состоит из двадцати знаков (др.-ирл. feda) и делится на четыре группы, называемых aicmí (мн. ч. от др.-ирл. aicme, что означает «семья»), по пять букв в каждом. Другой особенностью является то, что знаки представляют из себя чёрточки, нанизанные на основную линию: от одной до пяти чёрточек в знаках каждого aicmí, за исключением forfeda. Сам алфавитный порядок огамического письма называется Beith-Luis-Nin.
Каждое aicmí называется по названию первой буквы, входящей в него. В Aicme Beithe входят буквы b, l, f, s, n; в Aicme hÚatha входят буквы h, d, t, c, q; в Aicme Muine — m, g, ŋ, z, r; в Aicme Ailme — a, o, u, e, i. Также существовали пять добавочных букв — forfeda, которые обозначали дифтонги eo, oi, ui, io, ae.
Пятая подгруппа, по-видимому, была более поздним добавлением к алфавиту огам.
Направление письма — слева направо или снизу вверх. Специальных словоразделительных знаков не было, начало и конец текста выделялись уголками.



Деревья считаются той мистической основой, на которой возник огам.

Четыре пятерки:

1) Beith (березы)- белого чистого дерева; относятся также Luis (рябина), Fearn (Ольха, иногда Кизил), Saille (Ива) и Nuin (Ясень).
2) Huath (боярышника) – открывающего дверь в потусторонний мир, «майского дерева», дерева жизни и смерти в их единстве, дерева плотского; относятся Duir (Дуб), Tinne (Падуб, иногда кипарис), Coll (Лещина) и Quert (Яблоня).
3) Muin, («винограда», имеются в виду любые плотные заросли); относятся Gort (Плющ, лиана), Ngetal (Тростник, иногда камыш, в более позднем варианте – Peith – Калина), Straif (или Craif – Терновник) и Ruis (Бузина).
4) Ailm (Ели, пихты, иногда – вяза); относятся Onn (или Oon – Дрок, утесник), Ura (или Ur – Вереск), Eadha (Тополь или осина) и Idho (или Ioho, Iubhar – Тис).
Пятой пятеркой являются Koad (дифтонг еа, – Осина), Oi (Крыжовник), Ui (или Uinllean – дифтонг ui – Бук), Pethbol (Калина) и Amancholl (дифтонг ае, иногда Peine, Mor или Xi – Сосна, иногда Орешник).
Каждое из деревьев Огама имеет свой неповторимый характер и свойства, а также – иерархическое положение («крестьяне», «вожди»), описанные в знаменитой ″Битве деревьев″ («Кадд Годдо»).
Это письмо применялось главным образов в надписях на надгробных и подобных памятниках (приблизительно так же, как в северной Европе руны) чаще всего в юго-западной Ирландии, где были найдены сотни камней с огамическими знаками, и на противолежащем английском побережье. Древнейшими памятниками ирландской письменности считаются огамические надписи 5—6 веков до н. э.



В позднем огаме - основная линия обычно проводилась горизонтально, направление чтения - слева направо. В истинно же огамических надписях на камне основной линией служило острое ребро камня, специально обтесывавшегося для этой цели в форме грубого прямоугольника. Черточки высекались, вырезались или вырубались на соответствующих плоских гранях по обеим сторонам ребра. Направления чтения - снизу вверх и, если этого требовала длина надписи, через вершину сверху вниз.
Кроме основного огамического алфавита существуют еще более ста его разновидностей, представляющих собой искусственно разработанные средневековыми схоластами криптографические варианты, никогда или почти никогда реально не использовавшиеся, например, "огам свиней", "огам рек", "огам трав", "огам святых" и т.п. Реально зафиксирован на камнях только "огам деревьев". В отличии от ранних надписей на камне, в поздний период этот алфавит являлся магической тайнописью или служил для разного рода "ученых" упражнений и применялся в книжных вариантах. Огаму учили в монастырских и бардовских школах.

Огамический Календарь


Огам часто называют "Оракулом Дерева", на самом деле он состоит из шести не деревьев, а именно, плющ, омела, дрок, ежевика, вереск и тростник. Легко понять, почему кельты включали плющ, он тесно связан с деревьями и когда он вырастает, он подобен дереву. Аналогично омела - "растение дерева" растет только на деревьях. Дрок, ежевика, вереск и тростник - растения, которые растут, где деревьев нет, и таким образом занимают место деревьев в священном кельтском пейзаже. Действительно, более правильно было бы классифицировать этот оракул как "растения мудрости священных мест". Тринадцать из Огама также сформировали лунно-связанный календарь, касающийся превращения колеса года, следующим образом:



23 Декабря – это дополнительный день для регулировки календаря и связан он с волшебной омелой, которая растет между небесами и землей, и не рассматривалась ни как дерево, ни как растение. Семь остающихся Огамов, возможно связаны с семью священными направлениями кельтского колеса медицины следующим образом:



Словарь огамических надписей


Словарь существующих огамических надписей принято делить на две группы: имена собственные и апеллативы, которых очень мало. Большинство огамических надписей на камнях стоят в родительном падеже.

AB "аббат" В древнеирландском выступает в орфографических вариантах ap, ab, abb, заимствовано непосредственно из латинского (аbbas).
AILITIR "пилигрим", в древнеирландском языке ailithir - "странник, человек из другой страны".
ANM "имя".
AVI "внук" в значении "потомок вообще".
AVVI связано с индоевропейским "дед" - *awos. Позднее эта форма перешла в uí.
CELI "слуга, вассал". В древнеирландском это слово имело широкий круг значений: "слуга, вассал, подданный; товарищ, спутник, коллега". Вполне возможно, что в огамический период это слово имело значение "спутник вождя".
КOI "здесь", наречие. Восходит к индоевропейской основе указательного местоимения.
ESSI "он есть", глагол.
INIGENA "дочь", в древнеирландском - ingen.
LIE "камень", возможно в смысле "огамический камень", в древнеирландском - lía.
MAGUNO "слуга, раб", входит в состав других слов.
МAQI "сын" в родительном падеже, другие формы: MAQQI, MACI, MAIC, MAC, MACCI и еще несколько, более редких.
ME "мой", притяжательное местоимение.
MEMOR "памятник, надгробный камень".
MOSAC "мальчик, слуга", вероятно происходит от слова mossach "грязный".
MUCOI "потомок". В древнеирландских рукописях это слово писалось moccu или maccu, а также macc úa "сын внука".
NETA "племянник, сын сестры", а так же "воин, герой, воитель".
QRIMITIR "священник". Заимствовано из латыни (presbyter) через посредство древнебриттского premter.
SANGTI "святой". Заимствование из латыни (sanctus).
TOVISACI "предводитель". Видимо происходит от древнеирландского toisech "первый, главный, вождь, руководитель племени или клана".
TRIA "три".
VELITAS "поэт, филид". В древнеирландском языке - fili, множественное число filed.

Источники:

Н.Пенник "Магические алфавиты" перевод М. Каминского изд-во "София",1996.
А.А.Королев "Древнейшие памятники ирландского языка"
М.Диллон, Н.К.Чедвик "Кельтские королевства"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Мини-чат

Рейтинг@Mail.ru Numen.ru Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца) LightRay


Copyright MyCorp © 2024

javascript://