Наше понимание того, как именно работают руны в процессе гадания, может быть очень различным и может весьма значительно отличаться от того, как объясняли действенность рунического гадания древние эрили. Да и в наше время существуют различные уровни понимания сути этого процесса. Так зачем вдаваться в теорию? Почему бы просто не заняться практикой, не беспокоясь о том, как именно "это" происходит? С точки зрения истинного мастера работы с рунами такой вопрос, несомненно, является абсурдным. Для гадателя совершенно естественно вопрошать и действовать, постигая смысл рун все глубже и глубже. Восприятие рун только как "предсказательной" системы может помешать настоящему их пониманию. Так что вопрос "теории", или понимания того, что именно происходит в процессе рунического гадания, на самом деле есть вопрос практический.
Традиционно гадание на рунах понималось как истинный акт прямого общения человека с божественным. Это общение осуществляется на метаязыке богов (рун), который есть внешняя часть Дара Одина. Известно, что и сами руны вместе с трактовками их значений, и ритуальные техники их вопрошения имеют божественное происхождение. Первым гадателем на рунах был сам Один; и потому во время гадания спрашивающий как бы "подражает" его действиями и тем самым приобщается к божественному. Это - основа традиционных представлений о сути рунического гадания, по крайней мере, с точки зрения одинизма. Возможно, что у не-одинистических народов гадание представлялось как "снисхождение богов к смертным".
Такое экзотерическое понимание не является абсолютно неверным. Просто с такого уровня невозможно увидеть, что во время ритуала гадатель поднимается до статуса бога. На самом деле во время процесса общения с рунами как с высшей трансперсональной реальностью гадатель обязан принимать на себя этот статус для полной эффективности магических действий. Результат гадания "сходит" на уровень человеческого сознания гадателя с помощью рунических знаков. Воля, возможности, знания, сам "уровень бытия" гадателя крайне важны. Без этого руны навсегда остались бы скрытыми.
Другой аспект традиционных представлений о данной области магической деятельности связан с божествами судьбы, многочисленными и широко распространенными в германской мифологии. Они делятся на три группы по "функциям" или "областям деятельности". Во-первых, это великие Норны (др.-исл. Nornir): Урд, Верданди и Скульд, которые создают тот всеобщий фон, на котором осуществляется любое действие, формируются причины и следствия, существует самое время и бытие, - и на котором единственно и можем понимать все эти вещи.
Вторая группа - это персональные "носители судьбы". Они представляются как сущности, связанные с конкретным человеком - носящие его личную судьбу (др.-исл. orlog) и влияющие, соответственно, на его жизнь. Гадатель на рунах хоть в какой-то мере всегда пытается добыть знания об этих существах и их сути. К этой второй группе принадлежат духи-двойники (др.-исл. fylgja), норны (младшие норны), иногда к ним причисляют также валькирий и дисов.
Треться группа - это проводники. Эти существа непосредственно управляют тем, какие именно выпадут в процессе гадания руны и как они разложатся. "Провожатыми" могут быть норны, дисы и даже валькирии. Нужно заметить, что с одинической точки зрения эти существа являются важной частью самой одинической религии.
Автор Э. Торссон