Меню сайта

Наш опрос
Верите ли Вы в магию, астрологию, предсказания?
Всего ответов: 2763

Последние темы



Асы
 
Бальдр

Бальдр ("господин"), в скандинавской мифологии юный бог из асов, любимый сын Одина и Фригг, богини земли и воздуха. Прекрасного Бальдра называли мудрым и смелым, а его любящая и нежная душа излучала свет. О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и его все прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние. Он живет в месте, что зовется Брейдаблик, на небесах. В этом месте не может быть никакого порока, как здесь об этом сказано:


Брейдаблик зовется.
Бальдр там себе
Построил палаты;
На этой земле
Злодейств никаких
Не бывало от века"

"Видение Гюльви" "Младшая Эдда"

Неожиданно юноше стали сниться зловещие сны, предвещавшие смерть. Обеспокоенный Один оседлал своего восьминогого жеребца Слейпнира и отправился в царство мертвых. Колдунья-провидица поведала ему, что Бальдр погибнет от руки собственного брата, слепого бога Хёда. Опечаленный новостью, Один вернулся в Асгард, но его жена Фригг придумала, как спасти Бальдра. Богиня обошла все девять миров и взяла клятву у всех существ и вещей, что они не принесут ее сыну вреда. Исключением стал побег омелы, не принятый ею во внимание. В Асгарде все, кроме бога огня Локи, радовались спасению юного бога. Обозленный избавлением Бальдра от опасности, Локи обернулся старухой и отправился в покои Фригг, где выяснил, что омела клятву не давала.И когда боги забавлялись метанием копий и камней в ставшего неуязвимым Бальдра, злокозненный Локи подсунул слепому Хёду прут из омелы. Побег пробил грудь Бальдра, и бог упал замертво. Фригг попыталась вызволить сына из царства мертвых. По ее просьбе Хермод отправился туда выкупать Бальдра. Пока Хермод находился в пути, тела Бальдра и его жены Нанны, умершей от горя, перенесли на погребальную ладью, подожгли и столкнули в море. В нижнем мире отважный Хермод нашел брата, занявшего высокое положение среди мертвых. Хель, дочь Локи, согласилась отпустить Бальдра, если все живое и мертвое в девяти мирах станет оплакивать его. Во все концы света были посланы гонцы, и вскоре рыдали даже камни. Лишь старая великанша Тёкк отказалась плакать, заявив: "Пусть Хель останется то, что у нее есть". Опечаленные боги не сразу распознали в Тёкк злобного Локи. Так Бальдр навсегда остался в царстве Хель. Скандинавы верили, что возрождение Бальдра произойдет после дня Рагнарёк, когда из моря поднимется новая зеленая земля.
 
 
Браги

Браги, в скандинавской мифологии бог-скальд, покровитель мудрости, красноречия и поэтического творчества, сын Одина и великанши Гуннхольд, муж Идунн, хранительницы молодильных яблок. Браги родился в сталактитовой пещере, где его мать Гуннхольд хранила мед поэзии. Карлики-цверги подарили божественному ребенку волшебную арфу и отправили в плавание на одном из своих чудесных кораблей. В пути Браги пел трогательную "Песню жизни", которая была услышана на небесах и боги пригласили его в свою обитель Асгард.
 
"Есть ас по имени Браги. Он славится своею мудростью, а пуще того даром слова и красноречия. Особенно искусен он в поэзии, и поэтому его именем называют поэзию и тех, кто превзошел красноречием всех прочих жен и мужей"

"Видение Гюльви" "Младшая Эдда"

Когда Локи со свойственной ему ловкостью организовал убийство Бальдра и вернулся в Асгард, Браги потребовал, чтобы гнусный подстрекатель удалился, поскольку богам его присутствие нежелательно. Локи обозвал Браги хвастуном, а тот пригрозил отвернуть Локи голову. Несмотря на попытки Одина успокоить собравшихся, слова Браги разъярили Локи.Предсказав на прощание гибель богов, он покинул Асгард.
 Возможно Браги, бог поэзии и красноречия, является богом более позднего происхождения, что связано с обожествлением поэтического вдохновения, ведь скальдов при скандинавских королевских дворах почитали почти так же, как и правителей. Браги обычно изображали бородатым стариком с арфой, а его именем скрепляли торжественные клятвы, произносимые над так называемой Чашей Браги. По мнению некоторых ученых, здесь возможна связь бога-скальда с историческим Браги Боддасоном (IX в.).
 
 
Вали

Бог из рода асов, сын Одина и Ринд. Вали родился вскоре после смерти Бальдра. Рожден он был для единственной цели - для мести за брата. Ему был всего один день от роду, как он уже был очень метким стрелком из лука.

"У Бальдра вскоре
брат народился, -
ночь проживя,
он начал сражаться.
Ладоней не мыл он,
Волос не чесал,
Пока не убил
Бальдра убийцу…"

"Прорицание вёльвы" "Старшая Эдда"

Вали застрелил слепого Хёда, как того требовал (и требует) закон кровной мести. Также он принял участие в наказании главного виновника смерти брата, Локи:


"Сплел тогда Вали
страшные узы,
крепкие узы
связал из кишок"

"Прорицание вёльвы" "Старшая Эдда"

Вали сплел сеть, в которую разгневанные асы поймали Локи. Согласно эддическим текстам, Вали, как и Видар, останется жив после Рагнарёка, и будет жить в обновленном Асгарде.
 

Вар(Varar "обет")
 
Богиня из рода Асов. Покровительница обетов, брачных и прочих. Её атрибут - кольцо, на котором произносятся клятвы. Таким образом, Вар - хранительница клятв. Ее имя призывается, когда произносятся клятвы и обещания, и когда они нарушены.
 

Видар

Бог из рода Асов, сын Одина и великанши Грид.
 
"Есть ас по имени Видар, молчаливый ас. У него есть толстый башмак. Видар силен почти как Тор, и на него уповают боги во всех несчастьях"

"Видение Гюльви" "Младшая Эдда"

Единственная роль Видара в жизни Вселенной - участие в последней битве Рагнарёк и унаследования нового мира. Когда волк Фенрир проглатывает Одина, Видар мстит за отца, разрывая Фенриру пасть, наступив на его нижнюю челюсть своим башмаком.

"Волк проглатывает Одина, и тому приходит смерть. Но вслед за тем выступает Видар и становится ногою Волку на нижнюю челюсть. На той ноге у него башмак, что веки вечные собирался по куску. Он сделан из тех обрезков, что остаются от носка и пятки, когда кроят себе башмаки. И потому тот, кто хочет помочь асам, должен бросать эти обрезки. Рукою Видар хватает Волка за верхнюю челюсть и разрывает ему пасть" "

"Видение Гюльви" "Младшая Эдда"

Видар вместе со своим братом Вали выживут в этой битве:

"И еще молвил Ганглери: "Будет ли жив тогда кто-нибудь из богов? И останется ли хоть что-нибудь от земли и от неба?"

Высокий отвечает: "Поднимется из моря земля, зеленая и прекрасная. Поля, незасеянные, покроются всходами. Живы Видар и Вали, ибо не погубили их море и пламя Сурта. Они селятся на Идавёлль-поле, где прежде был Асгард"

"Видение Гюльви" "Младшая Эдда"
 

Гевьюн

Гевьюн (Gefion - "дающая". Также фигурирует под именем Фьёргюн и Ёрд (Эрда) и Нертус.) Богиня из рода Асов, мать Тора. Богиня земли, наиболее почитаемая среди других богинь, после Фригг и Фрейи. Мать-земля, дающая и кормящая. Отсюда ее связь с беременной женщиной, а также с наследием. Это роднит ее с Ванами, тем более что другая ее ипостась, Нертус, составляет божественную пару с Ньёрдом, богом морей. Несомненно, одно из старейших божеств. Об еще одной ипостаси Матери-Земли существует следующая легенда:

"Конунг Гюльви правил той страной, что зовется теперь Швецией. Сказывают о нем, что он даровал одной страннице в награду за ее занимательные речи столько земли в своих владениях, сколько утащат четыре быка за день и ночь. А была та женщина из рода Асов. Имя ей было Гевьюн. Она взяла четырех быков с севера из Страны Великанов - это были ее сыновья от одного великана - и принялась пахать на них. И плуг так сильно и глубоко врезался в землю, что земля эта вздыбилась. И поволокли быки землю в море и еще дальше, на запад, и остановились в одном проливе. Там сбросила Гевьюн ту землю и дала ей имя и назвала её Зеландией. А там, где прежде была та земля, возникло озеро. Оно теперь в Швеции называется Меларен. И бухты на озере Меларен похожи на мысы Зеландии. Так говорит об этом Браги Старый:

У Гюльви светлая Гевьюн
Злато земель отторгла,
Зеландию. Бегом быков
Вспенено было море.
Восемь звезд горели
Во лбах четырех быков,
Когда по лугам и долам
Добычу они влекли"

"Язык поэзии" "Младшая Эдда"

Власть над геологическими преобразованиями, согласно этой легенде, еще раз подтверждает то, что Гевьюн и Эрда - одно божество.
 

Идунн

Идунн ("обновляющая"), дочь Ивальди, сестра Орвандиля, богиня-хранительница чудесных молодильных яблок, Ее мужем был сын Одина, бог красноречия Браги.

"Имя жены его - Идунн ,она хранит в своем ларе яблоки. Их должны отведать боги, как только начнут они старится , и тот час же они помолодеют , и так будет до конца света".

"Видение Гюльви" "Младшая Эдда"

Волшебную яблоню лелеяли и охраняли три мудрые норны. Только богине весны Идунн позволяли они собирать чудесные плоды. Из своего неистощимого ларца Идунн раздавала золотые яблоки, благодаря которым боги сохраняли вечную молодость. Эти драгоценные дары хотели похитить великаны, желавшие лишить богов их силы и юности. Однажды бог огня Локи попал в плен к великану Тьяцци, и в обмен на свободу пообещал украсть у Идунн золотые яблоки.Вернувшись в Асгард, Локи рассказал Идунн о яблоках, якобы имевших еще более чудодейственные свойства и найденных им неподалеку; доверчивая богиня отправилась с ним в лес, где в обличье орла ее поджидал Тьяцци.Когтистыми лапами он схватил Идунн вместе с ее яблоками и унес в Етунхейм, землю великанов. Утрата яблок сразу состарила богов, глаза их затуманились, кожа стала дряблой, разум ослабел. Над Асгардом нависла угроза смерти. В конце концов Один собрал остатки сил и нашел Локи. Угрожая ему смертью, он приказал предателю немедленно вернуть Идунн и чудесные яблоки. Локи, обернувшись соколом, полетел во владения Тьяцци, превратил Идунн в орех и вернулся с ней домой. Великан в обличье орла пустился следом за ними и попытался настичь беглецов, но, перелетая через высокие стены Асгарда, сгорел в пламени разведенных на стенах костров и превратился в горстку пепла. Локи вернул Идунн ее настоящий вид, и она раздала больным богам яблоки.
 

Ловн

Богиня из рода асов.

"Восьмая - Ловн -так добра и благосклонна к мольбам, что добивается у Всеотца и Фригг позволения соединиться мужчине и женщине, хоть это и было им раньше отказано. Это по ее имени называется "позволение""

"Видение Гюльви" "Младшая Эдда"

Ловн призывают тогда, когда некие обстоятельства мешают влюбленным соединиться, например несогласие родителей.
 
 
Локи

Бог - ас, но ётун по происхождению, так же известен под именем Лодур и Лофт. Локи, пользуясь юнговской терминологией, можно назвать трикстером - типичным для мифологии демоническим комическим дублером Одина.
 
"К асам причисляют и еще одного, которого многие называют зачинщиком распрей между асами, сеятелем лжи и позорищем богов и людей. Имя его Локи, или Лофт. Он сын великана Фарбаути, а мать его зовут Лаувея (Надь) . Братья его Бюлейст и Хельблинди. Локи пригож собою и красив, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей той мудростью, что зовется коварством, и хитер на всякие уловки. Асы не раз попадали из-за него в беду, но часто он же выручал их своей изворотливостью. Жену его зовут Сигюн, а сынов их Нари и Нарви. Были у Локи и еще дети от великанши Ангрбоды, первый сын - Фенрир Волк, другой - Мировой Змей Ёрмунганд, и дочь -Хель."

"Видение Гюльви" "Младшая Эдда"

Локи, в скандинавской мифологии зловредный бог - плут из асов, любитель менять обличье. Он начинал с шалостей и проказ, но со временем стал истинным воплощением зла и ускорил Рагнарёк, гибель богов и всего мира. Локи просто не мог удержаться, чтобы не сплутовать и не поставить богов в трудное положение. Однако его смекалка часто выручала их из смертельной опасности, взять хотя бы историю с похищением хранительницы молодильных яблок Идунн. Именно Локи виновен в смерти светоносного бога Бальдра: он вручил несущую гибель стрелу из омелы слепому богу Хёду. Порой Локи, спасаясь, готов был пожертвовать жизнью любого бога, как в случае с громовником Тором. Когда Локи заманил безоружного Тора в чертог великана Гейррёда, то лишь одолженные доброй великаншей Грид чудесный посох и железные рукавицы спасли Тора от гибели.Локи обманул приятеля единственно потому, что такова была цена, назначенная Гейррёдом за его собственное освобождение. Неосмотрительно убив Отра в обличье выдры, Локи пытался умилостивить отца убитого юноши, для чего ему пришлось похитить сокровища злобного карлика-цверга. Тот же Локи придумал рискованный план, как заполучить молот Тора, украденный карликами и попавший в руки великана Трюма. Злокозненный бог узнал, что за молот исполину нужно отдать в жены богиню плодородия Фрейю, и уговорил Тора отправиться к Трюму в ее одежде. Когда Трюм показал мнимой невесте молот, Тор в мгновение ока выхватил у него свое оружие и уложил на месте всех великанов. Боги мирились с присутствием Локи в Асгарде даже после того, как он подстроил убийство сына Одина, Бальдра. Но когда Локи на пиру у морского великана Эгира стал изводить всех своими оскорблениями и насмешками, терпению богов пришел конец. Пытаясь ускользнуть от разъяренных гостей, Локи превратился в лосося, но с высоты Асгарда Один заметил рыбу, спрятавшуюся в водопаде. Локи схватили и связали кишками его собственного сына, а великанша Скади, жена Ньёрда, повесила над головой бога змею, источавшую жгучий яд, который капал ему на лицо. Так он и дожидался Рагнарёк. В последней битве богов и чудовищ Локи должен был возглавить воинство зла и встретить смерть от руки бога Хеймдалля. Локи был женат дважды, сначала на великанше Ангрбоде, которая родила чудовищ Фенрира, Ёрмунганда и Хель; все трое унаследовали темные стороны характера отца. Второй супругой была Сигунн, от которой у него было двое сыновей, Вали и Нарви. Несмотря на все злодеяния мужа, Сигунн осталась верна ему и облегчала его страдания, подставив чашу под капающий яд. Но когда чаша наполнялась и жена отходила опорожнить ее, яд капал на лицо Локи, заставляя его отчаянно содрогаться, что по поверьям являлось причиной землетрясений.
 

Моди(Modi - "смелый")

Бог из рода Асов, сын Тора и его жены Сив. О Моди известно лишь то, что он вместе со своим братом Магнии выживет в Рагнарёк, унаследует молот Тора Мьёлльнир и поселится на Идавёлль-поле, на месте Асгарда.
 
 
Нанна

Богиня из рода Асов, дочь Непа, жена Бальдра, мать Форсети. Нанна являет собой образец верной жены, добровольно последовавшей в Хель за своим мужем Бальдром после его смерти.
 

Один

Сын Бора и Бестлы, брат Вили и Ве, муж Фриг,отец Бальдра, Вали и Видара. Один(Водан, Вотан("всеотец", "воитель")) бог войны и воинской дружины, покровитель героев и чародеев , дарователь победы. Его культ был особенно популярен у викингов, в связи с чем период его расцвета приходится на VIII и IX вв. Мореходы и пираты Севера поклонялись бoгy, любящему битвы, и верили, что в Вальхалле, принадлежащем Одину крытом серебром жилище, этот одноглазый бог собирает рать эйнхериев, "доблестно павших" воинов.
Похоже, что именно тогда Один потеснил Тюра, первоначально бога неба германо-скандинавской мифологии. Тюр остался "богом битвы", а Один взял под свое покровительство воинскую элиту. Лишь он мог во время сражения приводить дружинников в состояние неистовой ярости, когда они лишались чувства страха и ощущения боли. То, что именно Один занял место верховного бога, показывает, какую важную роль в жизни северян играла война.Следует, однако, отметить, что сам бог не был подвержен воинственному экстазу; он был, скорее всего, сеятелем военных раздоров. Помимо власти над дружинами смертных и "доблестно павших", Один считался богом магии и мудрости. Как старейший из богов, он был почитаем ими как отец. Его можно обвинить в коварстве и кровожадности, но нельзя забывать, например, об его образованности. Внутренняя борьба добра и зла у Одина сродни природе индуистского бога Шивы, великого разрушителя-созидателя индийской мифологии. У Одина три ипостаси - Один, Вили и Ве, соответствующие трем основным функциям этого божества - Воин, шаман и странник - трем этапам инициации. Один, Вили и Ве создали Мидгард из тела поверженного великана Имира ,из черепа его - небесный свод, из крови -океан. Одина часто изображали одноглазым седобородым старцем в синем плаще, чье лицо скрыто капюшоном или широкополой шляпой. Глаз бог отдал Мимиру, хозяину источника великой мудрости, за один лишь глоток из него.

"Знаю я, Один,
Где глаз твой спрятан
Скрыт он в источнике
Славном Мимира
Каждое утро
Мимир пьет мед
С залога Владыки
Довольно ли вам этого?"

"Прорицание вёльвы" "Старшая Эдда"

Оставшийся глаз символизировал солнце, а потерянное око, символ луны, плавало в источнике Мимира. Чтобы узнать тайну мертвых и обрести дар ясновидения, Один, пронзенный собственным копьем, девять дней висел на мировом древе Иггдрасиль.

"Знаю, висел я
В ветвях на ветру
Девять долгих ночей
Пронзенный копьем
Посвященный Одину
В жертву себе же
На дереве том
Чьи корни сокрыты
В недрах неведомых.
Никто не питал
Никто не поил меня
Взирал я на землю
Поднял я руны
Стеная их поднял
И с дерева рухнул"

"Речи Высокого" "Старшая Эдда"

Затем, утолив жажду священным медом, он получил от великана Бёльторна, своего деда по материнской линии, магические руны — носители мудрости. У Одина была жена Фригг, проживавшая в Асгарде. Она по праву сидела рядом с супругом на престоле Хлидскьяльве, откуда божественная чета могла обозревать все девять миров, наблюдая за событиями настоящего и будущего.
Один знал все, что происходит в девяти мирах, и в этом ему помогали дна брата-ворона, Хугин ("мысль") и Мунин ("память"). Облетев миры, птицы возвращались и, сидя на плечах Одина, нашептывали обо всем, что им удавалось узнать.
Один стоял во главе валькирий, исполнительниц его воли на полях сражений. Однажды Брунхильд, помогая Сигмунду, отказалась повиноваться Одину. В наказание Брунхильд должна была пребывать на вершине холма, пока ее не полюбит смертный. Позже бог смягчил кару, окружив Брунхильд огненным кольцом, пройти которое мог храбрейший из героев. Сыновьями Одина считались среди прочих Тор, Бальдр, Хед и Вали.
Один - обладатель мёда поэзии, который хитростью заполучил у великана Суттунга.О "Мёде Поэзии" следует упомянуть отдельно. Заключив мирный союз, асы и ваны произнесли соответствующие клятвы, закрепив их тем, что смешали слюну друг друга. Из этой слюны был сотворен человек по имени Квасир. Этот человек был самым мудрым среди всех живущих во всех мирах, и жил вместе с асами. Однажды карлики заманили его в Свартальвхейм и убили, а кровь его смешали с медом, получив чудесный напиток: кто отведает того напитка, сразу становится либо великим мудрецом, либо великим поэтом, либо великим музыкантом. Этот-то мёд и заполучил Один.
С приближением Рагнарёк мудрый и ясновидящий Один становился все более озабоченным. Если в скандинавской мифологии вселенная очищается кровью инеистого великана Имира, поскольку божественные братья, Один, Вили и Ве, убив великана, создают из его тела мир, то финалом существования мира должна стать битва богов и чудовищ, и как итог — всеобщая гибель. Предвестием Рагнарёк стала смерть Бальдра. Один был бессилен предотвратить катастрофу. Единственным утешением ему служило знание, что возродившийся Бальдр займет его место в новом мире, на новой земле, которая поднимется из морской пучины. Рост численности собранной в Вальхалле дружины служил залогом успешной подготовки к Рагнарёк, поскольку эйнхерии должны были участвовать в этой последней битве в долине Вигрид, где погибнут и все люди. Самого Одина должен проглотить чудовищный волк Фенрир, мерзкий отпрыск бога огня Локи и великанши Ангрбоды.
 
 
Ран

Ран, в скандинавской мифологии штормовое божество моря, сестра и жена Эгира. Ран владела волшебной сетью, которую набрасывала на мореходов, чтобы утащить их на дно. Обитали супруги в коралловых чертогах, освещаемых блеском золота. Ран любила золото, которое северные народы называли "морским огнем". Желая избежать опасности и заручиться поддержкой Ран, предусмотрительные моряки брали в плавание золотые изделия.
 

Сив

Богиня из рода Асов, жена Тора, родившая ему дочь Труд и сына Моди. Мать Улля, бога лучников и лыжников, об отце которого ничего не известно. Главный атрибут Сив - ее золотые волосы, символ плодородия, что сближает ее с ванами. Известен миф о том, как Локи срезал ей волосы, а затем по требованию Тора заставил цвергов выковать для Сив волшебный парик из золотых нитей, который выглядел замечательно: даже самый слабый ветерок развевал густые золотые пряди, и, кроме того, волосы сами росли на голове.

"Почему золото называется волосами Сив? Локи, сын Лаувейи, сделал такую пакость: отрезал у Сив все волосы. Проведав о том, Тор поймал Локки и переломал бы ему кости, если бы тот не поклялся добиться от черных альвов, чтобы они сделали для Сив волосы из золота, которые росли бы, как настоящие."

"Язык поэзии" "Младшая Эдда"

Решив сделать богам приятное и оставить их у себя в долгу, карлики использовали оставшийся в горне жар для изготовления складного корабля Скидбладнир для бога плодородия Фрейра и волшебного копья Гунгнир для Одина. Возвращаясь из кузницы в обитель богов Асгард с париком, кораблем и копьем, Локи встретил братьев-карликов Брокка и Эйтри. Они оценили мастерство, с которым были изготовлены эти чудесные вещи. Локи предложил им выковать нечто лучшее и даже поспорил на свою голову, что превзойти цвергов им не удастся. Задетые за живое, братья изготовили для Тора волшебный молот Мьёллънир, грозу великанов.
Страдания красавицы Сив, лишившейся по злой прихоти Локи густых волос, отождествлялись скандинавами с зимой, когда на полях вместо золотой нивы остается стерня.
 
Сигюн

Сигунн, Сигюн, Сигрюн, в скандинавской мифологии верная жена бога огня Локи и мать его сыновей, Нари и Нарви. Когда на пиру богов у морского великана Эгира Локи оскорбил всех присутствующих, те решили наказать его: Локи заточили в пещеру и связали кишками его собственного сына Нари. Затем великанша Скади, жена Нъёрда, прикрепила над головой злокозненного бога змею, источавшую жгучий яд.Так он должен был дожидаться Рагнарёк, дня гибели богов. Несмотря на все злодеяния мужа, Сигунн осталась верна ему и облегчала его страдания, собирая яд в чашу.

"Скади взяла ядовитую змею и повесила ее над ним, чтобы яд капал ему в лицо. Но Сигюн, жена его, стоит подле и держит чашу под каплями яда. Когда же наполняется чаша, она идет выбросить яд, и тем временем яд капает ему на лицо. Тут он рвется с такой силой, что сотрясается вся земля. Вы зовете это землетрясением."

"Видение Гюльви" "Младшая Эдда"
 
 
Снотра(snotra - "мудрая")

"Тринадцатая - Снотра. Она умна и сдержанна, и ее именем зовут мудрых женщин и сдержанных мужчин"

"Видение Гюльви" "Младшая Эдда"

На первый взгляд, Снотра в некоторой степени дублирует функции мудрого Браги, но при уделении более пристального внимания характеристике "сдержанность", обнаруживается достаточно важная функция: психическое равновесие, невозмутимость, являющаяся одной из характерных черт "нордического" характера и представляющая порой высокую ценность.
 
 
Сунна (Соль)

Богиня солнца, и этим все сказано. Это Солнце, в своем вечном путешествии вокруг земли. Сунна (Солнце) будет проглочена волком Фенриром в Последней Битве, но перед этим она успеет родить дочь:


"[Один] сказал:
Я странствовал много,
Беседовал много
С благими богами:
Как солнце на глади
Небесной возникнет, Коль Волк его сгубит?
[Вафтруднир] сказал:
Прежде чем Волк
Альврёдуль сгубит,
Дочь породит она;
Боги умрут,
И дорогою матери
Дева последует"

"Речи Вафтруднира" "Старшая Эдда"

Сунна - главное действующее лицо в годовом цикле. Основные его точки, Йоль, Остара, Мидсоммар и Мабон, привязаны к движению Солнца и отмечают основные моменты бытия Вселенной.
 
 
Тор

Тор ("громовник"), в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия. Он был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли Ёрд или Фьёргюн. Название боевого молота бога, Мъёлльнир, могло некогда означать слово "молния". Нельзя не заметить, что Тор, злейший враг великанов, имел с ними много общего. Рыжебородый богатырь был весьма энергичен и обладал невероятным аппетитом — за один присест съедал быка. Тор любил меряться силой со всеми. Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр ("скрежещущий зубами") и Тангриснир ("скрипящий зубами"). В волшебное снаряжение Тора входили: молот(боевой топор-молния), железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскаленного докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. Молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами (цвергами), символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель. С раскаленным молотом и поясом силы Тор был непобедим. Правда, он был не в силах предотвратить Рагнарёк, день всеобщей гибели, но смог избавить мир от змея Ёрмунганда. Тора постоянно сопровождал бог огня Локи, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причем Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже.
Примером этому — история с волшебным молотом Тора, похищенным великаном Трюмом. Новый хозяин в качестве выкупа запросил за молот ни много ни мало — руку богини плодородия Фрейи. Локи уговорил Тора переодеться в платье Фрейи и вместо нее пойти к Трюму. Несмотря на волчий аппетит "невесты", удививший жениха, "служанка" (это был Локи) представила "невесту" образцом девичьей скромности. Обрадованный Трюм передал Тору молот, а тот, избив великана, восстановил свою репутацию, слегка подмоченную фактом переодевания в женское платье.
Еще одно приключение Тора в стране великанов также связано с Локи. В земле людей, Мидгарде, Тор нанял слуг, Тьяльви и Рёскву, брата и сестру. Случилось это так. Поскольку козлы Тора служили источником неисчерпаемой пищи, на ночлегах громовник убивал и жарил их, оставляя нетронутыми только кости, а затем возвращал животных к жизни. Во время обеда в крестьянском доме сын хозяина, Тьяльви, ослушался бога и, добираясь до костного мозга, разгрыз одну из костей. Наутро Тор волшебным молотом вернул козлов к жизни и заметил, что один из них охромел. Так, в качестве выкупа, Тьяльви и Рёсква навечно стали его слугами. Не доходя до Ётунхейма, Тор, Локи, Тьяльви и Рёсква заночевали в огромном пустом доме. Утром они поняли, что приняли за дом большой палец рукавицы великана по имени Скрюмир ("огромный"). От ударов молота по голове спящий великан отмахивался, словно от упавшего сухого листа. Добравшись до стен Утгарда, путешественники были изумлены величиной крепости. Ее обитатели, великаны, устроили несколько состязаний, в которых Локи, Тор и Тьяльви не сумели победить. Сначала бог огня проиграл состязание кто быстрее ест; затем Тьяльви остался далеко позади в соревнованиях по бегу; Тор не смог осушить рог, наполненный хмельной влагой, поднять кошку и даже не сумел побороть Элли, "старую-престарую женщину". Покидая Утгард, Тор признал свое поражение, но предводитель великанов поведал ему, что все это — колдовство. Выяснилось, что Локи соревновался с огнем, Тьяльви — с собственной мыслью, а Тор пытался выпить океан, поднять в воздух мирового змея Ёрмунганда и побороть старость. Тут Утгард внезапно исчез. Только тогда Тор понял, что Скрюмир и Утгард были иллюзиями, колдовством, к которому прибегли устрашенные великаны.
Боевой молот Тора, Мьёлльнир, служил богам защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, Тор был сокрушителем зла, а в скандинавской мифологии мировое зло олицетворяли великаны-ётуны. В день Рагнарёк Тор принял смерть от отпрыска Локи, змея Ёрмунганда. Громовник снес уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти мертвой твари.

 
"Со змеем идет
Биться сын Одина
В гневе разит Мидгарда страж,
Все люди должны с жизнью расстаться
На девять шагов
Отступает сын Фьёргюн
Змеем сраженный
Достоин он славы"

"Прорицание вёльвы" "Старшая Эдда"

стр. 2

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Форма входа



Мини-чат

Рейтинг@Mail.ru Numen.ru Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца) LightRay


Copyright MyCorp © 2016